Прогулки по Царицыно. Часть 2

Баженов и КазаковНе перестаю восхищаться мастерством В.И.Баженова, его умению синтезировать народные мотивы в архитектуру, опережающую свое время на столетия. Символизм, еще не испорченный примитивным формотворчеством – песня для души!

Средний дворец, или, как его позже стали называть, Оперный дом, далек от помпезности, так милой сердцу Екатерины II. Этот дворец, с гербом на торцевых фасадах, был построен для Екатерины II одним из первых. В нем могла расположиться императрица, пока достраивался основной дворец. Он «возмутительно» гармоничен и сомасштабен человеку. Легкие музыкальные ритмы «нежной готики», но сколько вольнодумства! Ведь, посмотрите, императрице отказано в богоизбранности: герб не парит над зданием и прочим декором – он его неотъемлемая часть! Вот так просто взять и заявить: все равны, а выше только небо…

Оперный дом

Средний дворец (Оперный дом)

Интересно, Екатерина II сама догадалась или ей намекнули? Конечно, намекнули, даже приплели сюда масонов, простых намеков она, видимо, просто не поняла. Проще императрице трактовать исконно русскую символику как опасную масонскую. Объяснений меньше, а гневная реакция – быстрее.

Малый дворец

Малый дворец

Малый дворец – не совсем дворец. Он больше походит на закрытую парадную беседку, скорее всего таким он и был задуман. Из его проемов должен был открываться великолепный вид на пруд с отражением заходящего солнца. Вероятно, поэтому на его фронтоне изображен вензель Екатерины II в ореоле солнечных лучей. Почему-то вспомнился отрывок из Саши Черного:

В тщеславном, нестерпимо остром зуде

Всегда смешна, самой себе в ущерб.

И даже на интимнейшей посуде

Имеет родовой дворянский герб.

Но этот вензель! Это же логотип! Да он и стал логотипом Царицынского музея-усадьбы. Стрельчатые кокошники над циркульными арками, мягкие овалы в плане – торжество и виртуозность геометрии. Ну и где тут прячутся масоны?

Виноградные ворота

Фигурные (Виноградные) ворота

 Пожалуй, Фигурные ворота можно с натяжкой обвинить в масонстве. Пентаграмма прямо во лбу кокошника… Доказывай потом, что это звезда, которая горит во лбу Царь-Девицы… Не помогут даже кремлевские мотивы на вершинах столбов. Да еще эти триглифы на вершине… Так и орут: «свобода, равенство, братство»…. Виноградными эти ворота прозвали за узор очелья и внутри арки, к тому же сходство усиливает подвешенная в этом узоре виноградная гроздь. Некогда, опоры украшала затейливая лепнина с романтическим сюжетом. В общем-то, назначение этих ворот – чисто декоративное, садово-парковое. Но пластика! И это задолго до скульптурной архитектуры Гауди.

рассказать друзьям и получить подарок

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике путешествия с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Прогулки по Царицыно. Часть 2»

  1. shelkunshik говорит:

    А Вы, Ивушка, очень хороший гид!
    Творения Баженова, в Вашем изложении, для меня поварачиваются какими-то новыми гранями, которые я не видел до Вашего рассказа!
    Очень, очень интересное повествование!
    А кто из их на фотографии Баженов? И кто второй? Помощник?

  2. shelkunshik говорит:

    Который раз смотрю на творения Баженова и который раз нахожу что-то новое… И это новое пока невозможно выразить в словах… А может это и не нужно…
    «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернётся» (Ф.И.Тютчев)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.